Наш пароWWWоз вперед летит
Ж/д транспорт в (Ру)Интернете
Несмотря на проблемы последних лет, "железка" возрождается и опять начинает играть немаловажную роль в туризме и формирует отдельный популярный сектор в сфере туризма. Сейчас это особенно просматривается за рубежом и я абсолютно уверен в хороших перспективах у нас. Однако, хватит разговоров, давайте непосредственно приступим к теме
этого обзора.
"Наконец появился поезд… Его деревянные вагоны словно приехали из старого фильма о Диком Западе. Но особенно великолепен был паровоз, ужасно старый, с большущим скотосбрасывателем впереди. Но кого-то, видно, не удовлетворила его архаическая внешность, и поэтому паровоз решили немного украсить, придав ему при помощи листов железа обтекаемую форму и разрисовав его широкими оранжевыми, жёлтыми и алыми полосами. Это был, по меньшей мере, самый весёлый поезд из всех, которые я когда-либо видел; у него был такой вид, словно он только что приехал с карнавала. Он мчался к нам с великолепной скоростью - двадцать миль в час, ревя и скрежеща тормозами. Паровоз подлетел к станции и гордо выпустил огромное облако черного едкого дыма."
Джералд Даррелл. Земля шорохов (
http://lib.ru/NATUR/DARREL/land.txt )
Итак, выпустив облако пара, тема данного обзора торжественно въезжает на страницы издания.
Начнём с того, что русское название "паровоз" придумали журналисты петербургской газеты "Северная пчела", которая в октябре 1836 года рассказывала о прибытии из Англии паровых машин для строившейся в России железной дороги. До этого новая техника называлась "пароходкой" (
http://www.ptr-vlad.ru/ru/news/20041015/interesting/article9717/ ) В энциклопедии под весёлым названием "ВикипедиЯ", устроенной по "принципу Гугла" (в поисковике можно стать "ответственным" за раздел и добавлять ссылки, а тут каждый может добавить словарные статьи, поправить предшественника), дано определение паровоза и сказано, что "если же вода и топливо хранятся на самом паровозе, то тогда его называют танк-паровозом" (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7 ).
На роль портала по многим вопросам, связанным с железной дорогой, вправе законно претендовать сайт
http://www.parovoz.com/. Излишними для браузера пышностями дизайна он не блещет, а уместной простотой - радует. Первая ссылка, которая по загрузке немедленно спускается с цепи и бросается на читателя, предлагает забронировать билеты через Инет. То есть имеет смысл вспомнить об этом линке летом или перед отпуском. Что
ещё наверняка пригодится путешественнику, так это схема тамошнего метро - (
http://www.parovoz.com/maps/Moscow.Metro.gif ) или наложенная на карту города (
http://www.parovoz.com/maps/moscow-future.gif ).
Есть и киевское метро, и минское... Вообще же на сайте есть целый раздел карт железных дорог, метрополитенов, и даже трамваев и троллейбусов ( http://www.parovoz.com/maps/index.php?CAT=SUB&LNG=ru ), всё упорядочено по алфавиту.
Если у вас всего несколько дней на посещение города, то неплохо иметь такую карту
ещё дома, чтобы все спланировать заранее. Эффективность траты времени повышается - на себе проверено и другим желаю. Путешественнику также важно знать расписание поездов (
http://www.parovoz.com/spravka/timetables.html - куча ссылок на конкретные населенные пункты). Насколько верны эти расписания - не знаю: ссылки на мой родной Донецк не оказалось, и сравнить не было возможности. На сайте обнаружена внушительная фотогалерея - более 6500 единиц хранения! Причем фотку может добавить любой...
Есть на сайте даже суперкарта (
http://www.parovoz.com/maps/supermap/ ) дорог СНГ и Прибалтики.
Приятно удивляет охват справочного, исторического материала - от рассказа о разобранных дорогах до повествования о железнодорожных паромах. Есть раздел об узкоколейках, железнодорожных музеях и даже генеалогическое древо железных дорог. Присутствует библиотека, справочный зал. Можно также скачать себе халявный журнал "Семафор" (
http://www.parovoz.com/semafor/ )
Как ни странно, на столь объёмном портале не нашлось списка тематических ссылок. Зато отдельные, приведенные к слову и в тему, дорогого стоят - сейчас опишу сайт
http://www.poezda.net/ .
Этот сайт весьма дружественен к потребителю и посетителю. Начнём с того, что он существует также в wap-варианте. В данном случае это, по-моему, не дань моде, а насущная необходимость - если человек в дороге, он не везде найдет возможность пойти в Инет за информацией (или не всегда успеет). А вот мобилка для него - это выход; а в некоторых ситуациях даже единственный. Тем паче, что есть возможность делать запросы к информации сайта при помощи SMS-сообщений
( http://www.poezda.net/ru/sms ).
Есть и менее глобальная справочная информация - например, расположение мест в вагоне по номерам (
http://www.poezda.net/ru/numeration ).
Советую прогуляться по адресу "вредных советов" (
http://www.poezda.net/ru/bad_advice ): "На всех продолжительных остановках обязательно выходите из купе и гуляйте по перрону. В купе никого не оставляйте - пусть оно проветрится. Для этого
ещё можно настежь открыть дверь".
Общая оценка сайта - рабочий инструмент на каждый день для интенсивно командируемой личности, но не исторический портал для повышения уровня знаний.
А теперь, скажите мне, что может быть интересного для обычного украинского программера в истории Рязанско-Уральской железной дороги (
http://ruzgd.ru/ )? А поди ж, нашелся один, не будем пальцем тыкать в зеркало, зашёл по линку. Всю жизнь мечтал полюбоваться на "Вид на переднюю часть паровоза У-127" (
http://www.ruzgd.ru/u127/01.shtml ).
А если без шуток, то этот сайт достоин внимания. В дебрях сайта обнаруживается описание станции Москва (слышали про такую?) с краткой историей города и подбором ссылок по этой самой истории.
Ну, и упомяну, - Донецкой железной дороги (
http://railway.dn.ua/ ). "Пааакупайте наших слонов оптом, в розницу и навалом!" Дорога входит в Украинскую железную дорогу (
http://www.uz.gov.ua/index.php?lng=ru ). На этих сайтах для простого юзера-пассажира полезна будет инфа о расписании по конкретной станции, о поездах - когда следуют и куда... На "общезализнычном" сайте даже рассказано об изменениях в расписании. Есть историческая инфа, рассказ о том, из каких мы состоим подразделений, а также сведения о нашем местном железнодорожном музее. Для непростого юзера есть куча документов касательно железной дороги, возможность расчета стоимости (для грузоперевозок).
Могу назвать ещё один адрес из нашей же украинской дороги
http://www.railway.te.ua/guide.htm (Тернополь, Львовской ж.д.) - это карта сайта. Если ничего полезного или прям сейчас нужного не обнаружите (а там есть возможность пользоваться расписанием по мобилке, да и само расписание присутствует ), то хоть посмеетесь. Там даже есть трехмерная модель вокзала (
http://www.railway.te.ua/metaintr.htm )!
Дороги бывают не только рязанско-уральские и донецкие, но и детские. Не игрушечные - а дороги, где подростки и даже более юные "зелезнодоложники" пытаются управлять техникой под присмотром взрослых. Обратимся к сайту
http://railways.id.ru/ .
В разделе "Самая-самая" читаем: "Самая первая ДЖД открылась 24 июля 1935 года в Грузии, в городе Тифлисе (ныне Тбилиси)". Дизайн сайта выдержан в приятной зелёно-белой
гамме, уютный он какой-то.
Взрослые тоже периодически впадают в детство. Происходит сие в форме построения игрушечной дороги из игрушечных паровозов (
http://www.x-team.ru/?Filtr28=1&TextView&ID=266 ): "При наличии средств можно сразу же купить стартовый набор. В нём управление железнодорожным движением осуществляется с помощью цифровых электронных пультов. Вот что, например, входит в один из таких замечательных наборов: паровоз, два закрытых грузовых вагона, один винный вагон (!), один вагон для силоса (!), один полувагон с грузом.
Можно также построить дорогу... на даче: "Отдельное направление нашей деятельности - садовые железные дороги и сувениры большого размера". Можно долго любоваться коллекцией на сайте
http://ys.mmc.ru/railroad.html, там и ссылок хватает.
Гугловый раздел по музеям, коллекциям, истории паровозостроения и прочему тому подобному -
http://directory.google.com/Top/Recreation/Trains_and_Railroads/ .
Небольшая фотогалерея узкоколейных паровозов, тепловозов и прочих мотовозов располагается тут:
http://gl.itgo.com/photos/g750.htm.
На сайте фотографа Крылова есть раздел фотографий на паровозную тему
http://allo.usaaa.ru/People/krhome/steam_ru.htm. На морде страницы написано: "Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой"...
А вот здесь рассказано, как паровоз спас целую фабрику:
http://www.rg.ru/2003/12/16/parovoz.html .
А здесь расположился журнал железнодорожников "Гудок" -
http://www.gudok.ru .
А на этих сайтах живут "братья по разуму" - монорельс (
http://www.monorail.ru/ - на картинках техника а-ля крутое будущее) и метро (
http://www.metro.ru/ и
http://www.metrosoft.narod.ru/ ).
"Метро-2: то, что мы никогда не увидим" (это просто название рубрики): "Засекреченные места в Московском метро уже были до его рождения в 1935" и "Вся система однопутна (глупо строить 2 пути, т. к. даже в случае сигнала "Атом" - эвакуации на случай атомной войны или
ещё чего-то страшного - весь поток движения направлен в одну сторону)".
Мистическая легенда о поезде-призраке, посчитавшем за честь в 55-ом году
прошлого века "посетить" и нашу Балаклаву, заинтригует любознательного читателя
на сайте "Жемчужина Крым" -
http://crimea-tour.ru/leg_poezd1.html .
О народных героях: всеобщая любовь к Шурику и его приключениям продолжает быть общесоюзной. Песня "Постой, паровоз" в изобилии встречается в Инете. Google скромненько выдает 12900 ссылок... Вот вам караоке-вариант -
http://karaoke.ru/song/424.htm .
Тут (
http://rjews.net/hp/zeev_geyzel/song302.htm ) эта песня даже на иврите! Да
ещё со всеми огласовками - чтоб простой эмигрант, ещё затрудняющийся в чтении без "точек", смог воспользоваться. Фраза "Кондуктор, нажми на тормоза!" переведена как "йа-маньяк, тильхац аль hа-бламим!"...
А ещё есть "Сиреневый туман" (
http://www.pesni.ru/song/109/ ), в поисковике - 1470 вариантов. Есть "На Тихорецкую состав отправится" -
http://mclub.te.net.ua/vcat.phtml?action=vs&album=18777 .
Вообще же существует дивный сайт с черствым названием "Классификатор железнодорожной песни" (оххх, наша стилистика!) по адресу
http://www.admin.debryansk.ru/~press/Personal/rsong/index.html
, на который я наткнулся совершенно случайно, уже завершая работу над этим материалом. "Отдельные категории ж.д. песен", "Железная дорога как символ, метафора". В общем, однозначно посетить!
Мой обзор потихоньку идёт к своему завершению. Можно даже сказать, "приехали"...
За кадром - гудок локомотива (
http://www.railway.te.ua/sounds/sound3.mp3 ). А вот тут (
http://www.railway.te.ua/sounds.htm ) есть и другие подобные звуки - например, "работа аварийной сирены на тяговой подстанции" или "работа ЧМЭЗика". Срочно модернизируем текущие звуки Виндовс!
И в завершение несколько слов о сайте посвященном непосредственно железнодорожному
туризму. Это сайт уникальной Киевской фирмы "Джерело СПК" http://www.dzherelo.com.ua Уникальность заключается в том, что это практически единственная в бывшем СССР турфирм, которая специализируется на железнодорожном ретротуризме. На сайте можно найти прекрасные фотогалереи последних путешествий, снимки живых, а не музейных паровозов в живописных местах Карпатских гор, программы путешествий, последние новости и обзоры, многочисленные публикации в зарубежной прессе. Все отлично, но... сайт только на английском и немецком языках. Из моей переписки с руководителями компании я знаю, что уже скоро эти путешествия будут доступны для соотечественников, а мы увидим русскую версию этого замечательного ресурса...
Валентин.
Информация из подписки "TourUA.com"
http://www.tourua.com