Партенит-2004. Путешествие
продолжается.
Коктебель и Кара-Даг
Здесь
выжженная степь, холмы да скалы
И крупный жемчуг звёзд по небосводу.
И древних гор зубастые оскалы
Стоят у врат нетронутой природы!
Ольга Липунова
Чёрная гора
Коктебель – весёлый посёлок на берегу моря. Если стоять лицом к морю, то
Кара-Даг будет от нас справа. Нас высаживают на улице Ленина, и мы пешком
доходим до причала (где кассы морских прогулок Феодосийского морпорта). Здесь
нас уже поджидает небольшой катер, где мы уютно располагаемся на лавочках на
носу судна.
Пляж в Коктебеле
Кара-Даг высится над морем тёмными каменными громадами, изломанными острыми
вершинами корябая небосвод. Чёрная гора, Кара-Даг – так назвали гору древние,
поражённые романтически-мрачным обликом коричнево-серого массива, исполненного
истинно мужской молчаливой красотой и силой некогда мощного и агрессивного
вулкана. Кара-Даг – визитная карточка Киммерии, как Аю-Даг – восточного
Южнобережья, а Ай-Петри – центрального.
Кара-Даг
Поразительна таинственная мощь Природы, миллионы лет назад пробудившей великую
силу Земли, разорвавшую твердь и среди невысоких Гомеровых холмов извергшую на
поверхность огонь земных недр. Магма со страшным грохотом и шипением лилась тут
же в море, застывая немыслимыми нагромождениями. Не иначе, сам Гефест ковал
здесь оружие для богов, когда 150 миллионов лет назад дым, пепел, обжигающий пар
превращали сменяющие друг друга дни и ночи в сплошной ад на земле. Но понемногу
гнев древних богов пошёл на убыль, страсти поутихли, вулкан стал остывать.
Миллионами лет позже в то время достигавший 3000 метровой высоты хребет крымских
гор был рассечён мощным сбросом, часть гор навсегда ушла в пучину, та же участь
постигла и Кара-Даг.
Горный массив
Кара-Даг, вид с моря (357 Кб)
Сегодня вулкан спит и пока не показывает, как страшен он в гневе, но подземные
силы всё ещё будоражат поверхность земли, и в Крыму довольно часто происходят
землетрясения, хотя и не такие сильные. Но Кара-Даг, застыв, ждёт, сохраняя свой
истинно вулканический облик.
Схема Кара-Дага
Как и Аю-Даг, Чёрная гора тоже овеяна многими легендами, здесь, по мнению
греков, находился вход в подземное "царство мрачное Аида"! Суровая мощь вулкана
издревле вызывали у человечества ассоциации с потусторонними силами, недаром так
много "чертовщины" в карадагских названиях.
Восточный склон Кара-Дага
Восточный склон Кара-Дага относительно пологий и уходит от подножия к вершине
серо-зелёными уклонами. Наш катерок обходит внушающий уважением горный массив,
довольно близко подойдя к его основанию. Обходим Лягушачью бухту, здесь в воде
сидят гигантские каменные лягушки, повернув свои тупые морды к морю. Наверное,
так и маются здесь с тех времён, когда на земле водились такие же гигантские
комары, но, как и пьющий морскую воду Медведь-Аю-Даг, окаменели и теперь не
могут больше сдвинуться с места J.
Лягушки
Бухт на Кара-Даге множество, но далеко не все доступны (Кара-Даг всё-таки
заповедник), но в Лягушачью можно было добраться в частности в составе группы,
купив билет у лесника у пансионата "Прибой".
Вскоре уже видим на вершине гор вздымающийся вверх Чёртов палец Кара-Дага. Сам
дьявол грозит нам их своих мрачных владений J.
Бухты Кара-Дага
Самые, наверное, знаменитые бухты – Сердоликовые, коих здесь несколько. Когда-то
полудрагоценные сердолики (разновидность халцедона) можно было найти здесь в
большом количестве, но сейчас, к сожалению, камешки встречаются реже и реже.
Слишком уж масштабной была "каменная болезнь", и камни были просто выбраны
людьми, теперь найти их не так легко, хотя до сих пор старик Кара-Даг иногда
выбрасывает из морских пучин камешки удивительной красоты.
Стены Кара-Дага
Проходя вдоль стен Кара-Дага, видим застывшие лавовые потоки на скалах,
напоминающие то причудливо сплетающихся змей, то драконов и сказочных чудовищ,
то это просто хаос всевозможных форм.
Часто проходим мимо небольших гротов, заполненных светящейся бирюзовой водой. За
Южной Сердоликовой бухтой, в Бакланьем мысу, ограничивающем бухту Барахту с
юго-западной стороны, прячется узкий сквозной грот; в воду можно спуститься
прямо из него, и сразу охватывает какое-то сложное чувство: и радостно, и
тревожно, и даже чуть-чуть страшновато. Над головой словно нависает сплошная
каменная стена, на десятки метров уходящая ввысь. Под тобой -
зеленовато-голубая, покачивающаяся бездна. Нервы напряжены, даже неожиданное
прикосновение медузы невольно заставляет вздрогнуть... (В. Купченко)
Происхождение же названия бухты Барахта по легенде якобы связано с В.
Маяковским, но на самом деле название это появилось раньше, ещё до революции.
Гроты Кара-Дага
А вот экзотическая каменная чаша, наполненная солёной водой. Здесь вода всегда
теплее на несколько градусов, чем рядом в море. У жителей Коктебеля есть обычай:
молодожёны приезжают сюда купаться сразу после регистрации и перед застольем.
Те, кто здесь искупался, живут вместе долго и счастливо.
Иван-Разбойник
Кара-Даг поражает разнообразием и причудливостью скал и горных кряжей так же,
как и Аю-Даг, но относительно спокойный нрав Медведя не идёт в сравнение с
могучей грандиозностью Чёрной горы. Вот уже впереди Иван-Разбойник острым
конусом выпирает из моря, а вот и Золотые ворота Када-Дага – символ Восточного
Крыма, не оставляющий равнодушными ни простых смертных, не великих, как поэт
Пушкин.
Золотые ворота Када-Дага
Катер, подпрыгивая на высоких изумрудных волнах, делая по дуге широкий поворот,
под всеобщее ликование проходит под аркой Золотых ворот. Освещённые ярким
солнцем, Ворота со стороны моря практически сливаются с коричнево-серым
Кара-Дагом, зато со стороны берега вид потрясающий – знаменитый профиль скалы
чернеет на фоне ультрамаринового неба и тёмно-синего, даже с фиолетоватым
отливом, моря. Делаем обратный заход под арку Ворот.
Под Золотыми воротами
Кидайте монетки! Они должны удариться в "ноги" скалы – тогда ваше желание
непременно сбудется. Количество желаний неограниченно и равно количеству монеток
J. Не
забудьте загадать снова вернуться сюда, уже, может быть, в другом году, и пожить
именно здесь, у стен Кара-Дага, в волшебной поэтичной стране Киммерии.
Лев, стерегущий у Ворот
Катер останавливается в море недалеко от Золотых ворот – будем купаться! Вода
здесь прозрачнее и чище, чем в Коктебеле, где почему-то в воде будто меловая
взвесь, возможно, тип дна такой… Так как раздевалки на катере не предусмотрено,
то купальные костюмы все надевают в меру своей стеснительности
J. В море можно
прыгать прямо с борта катера. Купание на пляже – это одно, а вот когда под тобой
несколько десятком метров глубины, а вода чиста, но дна не видно – это совсем
другое. А особенный кайф – плыть, держась за канат, привязанный к яхте, идущей в
море под парусом!
Радуга в море
От морских брызг появляется радуга! Удивительно всё-таки море. Нельзя его
однозначно назвать синим или зелёным, даже "цвет морской волны" довольно сложное
понятие. В гротах морская бирюза светится изнутри, излучая тепло южного солнца,
в открытом море – вода сине-зелёная, будто кусок стекла, у подножия скал -
тёмная непонятного цвета, а на берегу уютных бухт - изумрудная. Когда же небо
сердится, море становится таким же свинцовым, даже ещё более мрачным, чем тучи,
спрятавшие солнце. Вообще, они, море и небо живут в полном взаимопонимании и
согласии. В солнечный день ультрамариновая глубина неба тут же отражается в
синей бездонности пучины, а вязкая хмарь непогоды раскрашивает серым и море, и
небо, сливая их в одно целое…
Волошинская Киммерия
Пройди по
лесистым нагорьям,
По бледным полынным холмам,
К пустынным моим плоскогорьям,
К гудящим волной берегам.
Максимилиан Волошин
Возвращаясь в
Коктебель, на востоке увиден хребет Кучук-Янышар, почти на самой вершине этого
хребта похоронен Максимилиан Александрович Волошин.
Да, восточный Крым и Кара-Даг – это, конечно же, ещё и Волошинская Киммерия,
поэтическая страна. Сама природа ещё задолго до великого поэта и художника
увековечила его образ – если из Коктебеля посмотреть на Кара-Даг, то мы ясно
увидим Профиль Волошина на горе Кок-Кая.
Дом-Мастерская Максимилиана Волошина
К сожалению, у нас было очень мало времени, чтобы неторопливо увидеть
Дом-Мастерскую художника. Экскурсии начинаются в определённое время (наша в
15-00), желающих довольно много, а нас подгоняет время – нам скоро пора в
обратный путь в Партенит. В общем, опять получилось "в темпе вальса".
Дом очень светлый, здесь чувствуешь себя легко, непринуждённо, ведь сама Муза
великодушно благословила его.
Он создавал свой Дом как "художественную колонию для поэтов и художников".
Благодаря своему хозяину Дом был духовным центром Коктебеля, мощным магнитом,
притягивавшим к себе творческих, мыслящих людей. Под его гостеприимной крышей
побывали Максим Горький и Алексей Толстой, Андрей Белый и Михаил Булгаков,
Корней Чуковский и Осип Мандельштам, сестры Цветаевы и Софья Парнок, Николай
Гумилёв и Всеволод Рождественский... Часто из Феодосии к писателю приходил
близкий друг Константин Богаевский, иногда Александр Грин.
Ныне Дом Поэта литературно-художественный музей, в котором хранится лучшее
собрание его картин и акварелей, уникальная библиотека, которую собирал сам
Волошин. (из путеводителя).
Высокие створчатые окна мемориальной Мастерской Волошина, находящейся на втором
этаже, выходят на море, причём, виден и Кара-Даг, так вдохновлявший художника, и
хребты на востоке. Сюда, "в святая святых" Дома Поэта мы поднимаемся по
деревянной лестнице. В планировке Мастерской нет ничего случайного, она была
продумана самим Волошиным до мельчайших подробностей, наверное, поэтому ему так
хорошо там работалось.
Профиль Волошина на горе Кок-Кая
На стенах – портреты Волошина, подаренные ему другими художниками. Здесь же
скульптурный портрет древнеегипетской царицы Таиах, которая имела сходство с его
возлюбленной Маргаритой Сабашниковой. Царице впоследствии Волошин посвятил
несколько стихотворений. В мастерской мы видим орудия его труда: рубанки,
молотки, ножовки, кисти, краски, палитры, сосуды с растворителями и составы
красок. Волошин старался окружать себя вещами, сделанными человеческими руками.
Он считал, что многие проблемы современной цивилизации связаны с тем, что люди
стали пользоваться вещами, сделанными бездушными машинами. Очень многие предметы
Мастерской он сделал сам: мольберт, стулья, стеллажи, шкафы, полки для книг…
Привлекает внимание небольшая деревянная конторка рядом с лестницей, ведущей на
второй этаж. Её Волошин сделал для Алексея Толстого, который любил работать
стоя.
Но особую ценность представляет библиотека Волошина, большая часть книг которой
расположена здесь же, на втором этаже Мастерской. Всего библиотека насчитывает
около десяти тысяч книг на различных языках мира. А на первом этаже музея –
акварели Волошина – пронизанные дымкой киммерийские пейзажи, впечатляющие образы
Кара-Дага…
Памятник М. Волошину
Притягательность Кара-Дага для художников и поэтом вполне понятна: слишком
контрастирует каменное царство изломанных вершин с пологими холмами полусонной
Киммерии, слишком велико магическое притяжение силуэтов Чёрной горы и
открывающихся с неё видов. Слишком грандиозны, могучи и неповторимы горы. Здесь
срываются к морю обрывы, устремляются в небо отдельные скалы, тут мрачные
пещеры, осыпи и небольшие рощицы деревьев, а у подножия плещет морская волна о
неприступный камень. Всё это напоминает таинственную сказочную страну, и всё
здесь перемешано самым непостижимым образом…
Коктебель и "Коктебель"
Рассказывая о Коктебеле, нельзя забыть о том, что здесь, в этом благословенном
краю выращивается виноград, из которого делают известные на всю страну коньяки и
вина на заводе "Коктебель".
Коктебельский коньяк
Если от Дома-музея Волошина по набережной пройти на восток мимо поворота к
причалу (от которого мы отправлялись на морскую прогулку), то по левой стороне
улицы вскоре вы выйдете к фирменному магазину завода "Коктебель". На любой вкус
можно выбрать вино или коньяк, причём цены вполне приемлемые. Вина
коктебельского завода нам очень пришлись по вкусу. Например, "Мадера "Коктебель"
считается одним из лучших вин Крыма, а также визитной карточкой всей Отузской
долины и завода "Коктебель". Завод изготавливает и марочные коньяки по
классической технологии. Причём, благодаря особым сортам винограда и
климатическим условиям местности, вкусовые качества коньяков считаются
оригинальными. Нам показалось, что коктебельский коньяк всё-таки жестковат, по
сравнению, скажем, с южнобережными и симферопольскими – "Борисфеном",
"Ай-Петри", "Ай-Данилем" и т.д.
Въезд на завод "Коктебель"
Сам посёлок Коктебель особо увидеть не удалось. А пляж и море оставляют желать
лучшего. На поселковом пляже – крупная галька, а море мутнеет, когда дует ветер
(а дует он в этих краях много и часто, если не сказать - постоянно), будто бы
меловая взвесь поднимается со дна… Такой неприятности нет с другой стороны
Кара-Дага, где больше сохранилось естественных пляжей, а Коктебельский пришлось
насыпать искусственно, т.к. настоящий пляж был загублен в середине прошлого
века. А ведь когда-то в Коктебеле находили сердолики, которых сейчас даже на
Кара-Даге мало…
Коктебель
…За один день Киммерия очаровала и манит теперь к себе, затмив своей задумчивой
красотой пышную сочность Южнобережья.
Домой возвращаемся через Симферополь, минуя судакскую трассу. Хоть и дольше и
дальше, зато дорога прямая… Проезжаем мимо въезда в коктебельский завод, потом
прощается с нами Кара-Даг, скрываются из вида холмы Биюк-Янышара… До свидания,
сказочная Киммерия, поэтический край Волошина и Гомера! Мы непременно ещё будем
в Крыму, непременно будем в волшебной Киммерии!