Севастополь и его окрестности

3. ХЕРСОНЕС - ХЕРСОН - КОРСУНЬ

 В труде и битвах путь твоих веков.
Менялись город, и враги, и боги;
Там, где сушились сети рыбаков,
Вдруг звон мечей - и варвар на пороге!
 В. Диваков

Руины города находятся на мысу св. Владимира между бухтами Карантинной и Херсонесской (она же Песочная, Шмидта). Пояс стен с башнями отделял полуостров от материка, они частично сохранились (или реставрированы) в приморских частях.

Херсонес производит величественное впечатление, несмотря на то, что город много веков стоял покинутый жителями и часто использовался как каменоломня.

Его прошлый облик помогают представить свидетельства очевидцев, побывавших здесь ранее. В 1578 году Херсонес посетил М. Броневский, польский посол в Крыму: "...еще и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие, из тесанных огромных камней... царский дворец... с огромными стенами, башнями и великолепными воротами... Дома города лежат во прахе и сравнены с землей. Большой греческий монастырь остался в городе, стены храма еще стоят, но без кровли..."42. Автор сообщает, что турки вывозят колонны.

Во время путешествия князя В. М. Долгорукова по Крыму в 1773 году путешественники из-за недостатка времени не смогли посетить Херсонес и удовлетворились его осмотром с северной стороны Севастопольской бухты "верст за пять". Но и на этом расстоянии они убедились, что "развалившиеся стены с высокими башнями показывают вдали его четвероугольную фигуру"43.

Известный ученый и путешественник П. С. Паллас горько сетовал на разрушение Херсонеса, из которого брали камень на сооружение Севастополя: "При занятии Крыма существовала еще большая часть стен, построенных из прекрасных тесанных камней, прекрасные городские ворота и значительная часть крепких башен, из которых одна стояла над самой бухтой и еще при моем посещении в 1794 году находилась в порядочном состоянии. Но постройка города Ахтияра (Севастополя. - Е. В.) была причиной уничтожения этого древнего города"44.

Первые сведения о раскопках в Херсонесе относятся к 1827 году. Их производил офицер Черноморского флота Г. Крузе (известен также как геодезист, составивший план окрестностей Севастополя, и корреспондент Одесского общества истории и древностей), открывший три храма в центральной части города, один иэ них до сих пор носит название "базилика Крузе". В дальнейшем раскопки продолжались как любителями, так и специалистами. В 1853 году А. С. Уваров открыл одну иэ самых больших базилик (до сих пор носит его имя), с 1876 года исследования принимают систематический характер. До 1888 года их осуществляет Одесское общество истории и древностей, а с этого года - императорская Археологическая комиссия. С 1888 до 1907 года раскопками руководил К. К. Костюшко-Валюжинич. Образовавшийся музей получил в 1892 году официальное название "Склада местных древностей". До революции раскопками в Херсонесе занимались такие известные в Крыму археологи, как Р. X. Лепер и Л. А. Моисеев. Новая жизнь началась для музея (ныне заповедник) с установлением Советской власти. В 1925 году был закрыт Херсонесский монастырь, построенный во второй половине XIX века на территории городища, и его здания переданы музею, который смог развернуть обширную экспозицию. Разумеется, увеличился и масштаб ежегодных раскопок. До Великой Отечественной войны здесь работали известные советские археологи К. Э. Гриневич и Г. Д. Белов. В период временной оккупации Севастополя фашистскими войсками фонды музея были эвакуированы, вернулись в Севастополь они вскоре после освобождения - в 1944 году, в начале следующего года музей возобновил свою работу. В послевоенное время раскопками в Херсонесе руководили С. Ф. Стржелецкий, О. И. Домбровский и другие. С 60-х годов в них принимают участие многие университеты и музеи страны.

В Советское время (с начала 30-х годов) начались систематические работы по консервации и реставрации памятников на территории городища. Посетителю особенно бросается в глаза большой объем реставрационных работ в башне Зенона (1963-1964 гг., руководители С. Ф. Стржелецкий и В. Н. Даниленко) и недавно открытые для обозрения великолепные мозаичные полы (руководители реставрации - О. И. Домбровский и С. Г. Рыжов).

В 1963 году Херсонесское городище со всеми находящимися на нем постройками объявлено комплексным памятником архитектуры республиканского значения. Тем самым официально признано, что раскопки Херсонеса представляют не только чисто научно-археологический и исторический интерес, но и имеют значительную художественную ценность. Херсонес представляет редкий образец античного и средневекового зодчества, скульптуры и градостроительного искусства.

В настоящее время посетитель проникает на территорию городища двумя путями - через главный вход с улицы Древней или в ворота, обращенные к пляжу Солнечный в Песочной бухте. Первое, что поражает и восхищает экскурсанта, - это стены и башни древнего города. Даже в руинах они величественны.

Юго-восточная часть крепостной ограды Херсонеса (со стороны главного входа) предназначена была защищать город с наиболее доступной - нижней - стороны. Невыгодность положения обороняющихся усугублялась еще тем, что над этими куртинами "командует", как выражаются специалисты по фортификации, соседняя высота - Девичий холм (на нем сейчас стоит жилой дом с пристроенным рестораном "Дельфин"). На этой возвышенности осаждающие могли (да, наверное, так и делали) установить свою артиллерию (метательные машины) и обстреливать внутренность крепости. Разумеется, на это место жители города всегда обращали особое внимание. Мощная стена, возведенная в III веке до н. э. и неоднократно перестраивавшаяся до XI века, в нижней части сложена из мощных известняковых плит-квадров, обработанных под руст. Квадры пригнаны друг к другу насухо, без раствора, дополнительное скрепление им обеспечивают медные стержни - пироны. Ряды квадров составляли внешние панцирные оболочки стен. Пространство между ними забутовывалось. Описанный прием сооружения крепостных стен характерен для античной техники.

С поля основную ограду прикрывает вспомогательная, внешняя, стена - протейхизма, сооруженная в I веке н. э., в римское время. Ее назначение - лишить врага возможности придвинуть стенобитные орудия и обеспечить так называемый "прикрытый ход" (еще один фортификационный термин), пользуясь которым осажденные могли незаметно собираться для внезапной вылазки. В пространстве между стенами проходила дорога к городским воротам, хорошо контролируемая сверху (перибол)*.

* ( Примечание )Сейчас, в летнее время, периболу нашли оригинальное практическое применение - там ставит свои спектакли драматический театр КЧФ им. Лавренева. Замкнутое пространство между каменными стенами обладает неплохими акустическими качествами. Кроме того, зритель как бы переносится в изображаемую на сцене эпоху, это усиливает эмоциональное воздействие спектакля. В сезоны 1982 и 1983 годов поставлена пьеса севастопольского драматурга И. Маркевича "Смех и слезы Херсонеса" и драматическая хроника В. Шекспира "Генрих VI". Эти спектакли необычайно популярны.


42 Броневский М. Описание Крыма. - ЗООИД, т. 6. Одесса, 1867, с. 341-342.

43 Поденная записка путешествия... князя В. М. Долгорукова в Крымский полуостров, во время кампании 1773 г. - ЗООИД, т. 8. Одесса, 1872, с. 18

44 Путешествие по Крыму академика Палласа в 1793 и 1794 годах. - ЗООИД, т. 12, Одесса, 1881, с. 106.

предыдущая страница           следующая страница

Отели со скидками - отдыхай просто!Отели со скидками ВКонтактеЖемчужина Крым - Портал-путеводитель по Крыму